Модель жизни: что это такое? Часть 2

0 1

Публикуем второй отрывок из главы, посвященной различным моделям жизни. В прошлой статье (часть 1) мы рассматривали модель «жизнь – целедостижение» и «жизнь-подготовка». В этой – модели «жизнь – творчество» и «жизнь-грезы».

                            

Модель жизни: что это такое? Часть 2

        

Модель жизни: что это такое? Часть 2

Жизнь-творчество

Как мы обычно представляем себе творческого человека? Он не такой как все, нестандартно мыслит, его поведение часто не вписывается в общие рамки, он пытается эпатировать, противопоставлять себя обществу, чтобы выделиться, чтобы его заметили, ему свойственны резкие смены настроения – приподнятость и оживление неожиданно сменяются депрессией, и наоборот.
Творческий человек – созидатель, демиург, для него главное – самовыражение. Творчество – это процесс, который запускается внутренним состоянием. Помните, у Лермонтова: «В своей душе я создал мир иной и образов иных существованье»? Продукт творчества – реализация внутреннего импульса. Безусловно, такие люди хотят, чтобы их музыка звучала, стихи читали, картины выставляли, проекты реализовывали. Но они будут творить независимо от того, платят ли им гонорары, печатают ли их произведения. Те, кому удалось стать богатыми и знаменитыми, лишь верхушка айсберга, а основная часть творческой братии остается «под водой» – невидимыми и незамеченными. Нередко бывает так, что творцы не доживают до своего успеха. Стиг Ларссон, автор детективной трилогии о девушке с татуировкой дракона, вызвавшей бум интереса к шведским детективам по всему миру, не успел увидеть своих книг напечатанными и не узнал, что их тиражи сегодня приближаются к ста миллионам экземпляров.

Модель «жизнь-творчество» чрезвычайно популярна.

Кажется, жизнь таких людей соткана из сплошных удовольствий: то они блистают на сцене, то творят в студии, то сочиняют шедевр за столиком в кафе на берегу моря, а еще постоянно общаются с яркими, интересными людьми. Многих привлекает именно эта сторона дела.

Но жизнь большинства творческих людей совсем не так гламурна, как кажется. Скорее она напоминает жизнь Мии Уоррен, героини романа Селесты Инг «И повсюду тлеют пожары». Мия берется за любую, подчас грязную работу, живет очень скромно, чтобы иметь возможность создавать свои картины.

Время от времени какие-то из них удается продать, но это не позволяет ей свести концы с концами. Многие очень известные писатели сочиняют свои романы в свободное от основной работы время. Творческая личность фактически предоставлена сама себе и в большой степени зависит лишь от собственной инициативы.
Как и человек целедостижения, «творец» чаще всего равнодушен к делам семьи, общественному долгу, служебным обязанностям. Он непредсказуем, не привязан к месту и времени, не способен жить по правилам, подчиняться регламенту. Внешний мир, окружение не имеют для него большого значения – его внимание сосредоточено на внутреннем творческом импульсе и его реализации. Сергей Довлатов так писал об отношении Иосифа Бродского к советскому режиму: «Он его не замечал. И даже нетвердо знал о его существовании». Для псевдотворческих людей, напротив, огромное значение имеют внешние проявления – отношение власти, окружение, комфорт, благосостояние и т. д.

Читайте также:
1 из 100

Творческий человек может быть очень сложным в общении, но это не столько его вина, сколько беда. Для него главное, реализуется ли его внутреннее содержание во внешнем мире. Отсюда такая ранимость, чувствительность к успеху и неудаче.
Чтобы понять, соответствует ли наша жизнь этой модели, надо оценить, насколько нам нравится сам процесс творчества, увлекает ли он так, что мы забываем о еде и отдыхе, выкраиваем на него время, отодвигая другие дела, и творим, зная, что это может не принести ни денег, ни славы. На какие жертвы мы готовы пойти ради творчества?

Жизнь-грезы

Тем, кто следует этой модели, свойственно стойкое ощущение иллюзорности внешней жизни и постоянное погружение в жизнь внутреннюю. Но, в отличие от «творцов», «мечтатели» не стремятся создавать что-то новое – идеи, образы, тексты, проекты.
Человеку сложно обособиться, оградиться от реальности — она постоянно о себе напоминает, ведь надо есть, пить, общаться, решать какие-то проблемы. Поэтому «мечтатель» находит способы «выключиться», уйти в пассивную внутреннюю жизнь, грезу, нирвану. Можно часами смотреть сериалы, зависать в интернете и т.д. Есть и более грубые средства – алкоголь, нарко- тики.
Иногда причины выбора такой жизненной модели стоит искать в детстве: если окружение ставит перед ребенком задачи, решить которые ему не под силу, он пытается отгородиться от взрослого мира, который воспринимается им как враждебный. Так, некогда общительный 16-летний мальчик, переступив порог квартиры, тут же уходит к себе в комнату, надевает наушники и часами слушает музыку. Он всячески пытается «самоизолироваться» от конфликтных отношений родителей и попыток каждого из них перетянуть его на свою сторону.

Человек может «переселиться» в придуманный мир и в зрелом возрасте, если реальная жизнь становится неподъемной, неуютной, слишком сложной. Вот пример. Бизнесмен, у которого были проблемы в России, перебрался с семьей в одну из европейских стран. Сейчас он с женой и детьми живет в большом доме, обнесенном высоким забором. Его жена, прежде активная, жизнерадостная женщина, теперь все время читает детективы. Она не учит язык, не общается с соседями, не созванивается со старыми друзьями. Светский разговор с гостями за столом, общение с детьми – для нее лишь вынужденный перерыв: она ждет, когда «пауза» закончится, чтобы опять погрузиться в чтение. Это ее защита от реальности, с которой она не справляется, которую не хочет принимать.

Бывает, что обыденная жизнь кажется настолько пресной, серой, скучной, что человек бежит от нее – в мир искусства, в мир идей великих писателей, режиссеров, мыслителей. Это становится формой существования. Такие люди не видят смысла в достижении карьерных высот, профессиональном росте. Вспоминается герой фильма «Сабрина» с Харрисоном Фордом и Джулией Ормонд. Отец главной героини работает водителем в богатой семье. Он выбрал эту работу, потому что она позволяет ему много читать. Его подлинная жизнь – в книгах, в других мирах, он возвращается во внешнюю реальность только за тем, чтобы сделать самое необходимое.

Мечтатель, возможно, не приносит особой пользы обществу, зато ему самому такая жизнь нравится, и выбор, естественно, за ним.

Автор — Марина Мелия, коуч-консультант первых лиц российского бизнеса.

Источник материала: Yogajournal.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.